Обзор условий 5 крупнейших франшиз, действующих на российском рынке: Вилгуд, Бош автосервис, Киа, «Белый сервис», Fit Service

Франшиза автосервиса с узнаваемым в России брендом – одна из предпринимательских идей. Для определения эффективности бизнеса следует выяснить емкость рынка сервисных услуг в период кризиса и особенность складывающихся партнерских отношений с франчайзером.

По данным проведенного аналитическим агентством «АВТОСТАТ» маркетингового исследования по 69 крупным регионам РФ, в которых числится более 97% парка легковых автомобилей, емкость рынка составила 524,2 млрд руб. Также был рассчитан потенциал рынка (141,9 млрд рублей), под которым подразумеваются работы по ремонту и обслуживанию автомобилей (производимые лично автовладельцами или механиками-частниками) в денежном выражении.

Рис. 1. Емкость рынка сервисных услуг в России в 2016г. Источник: АВТОСТАТ

Рис. 1. Емкость рынка сервисных услуг в России в 2016г. Источник: АВТОСТАТ

Приведенная статистика показывает, что возможности для вхождения на рынок автосервиса имеются – он не достиг еще своего потолка.

С целью минимизации рисков лучшим способом входа на рынок будет являться покупка франшизы известного автосервиса.

Франшиза – это работа под маркой известного бренда с уплатой определенного вознаграждения (роялти) компании-франчайзеру, предполагающая единые высокие стандарты обслуживания.

Обзор топ-5 популярных франшиз в России

Рассмотрим популярные компании, предоставляющие свои услуги по франшизе в сфере авторемонта. Анализ предложений по франшизе на специализированных сайтах позволил сделать сравнительную характеристику основных требований к франчайзи.

Таблица 1. Сравнительная характеристика ТОП-5 франшиз автосервиса в России 

Название

Размер помещения

Первоначальный взнос

Общая сумма вложений

Роялти

Окупаемость

Вилгуд

300м

1 млн руб.

(для Москвы 2 млн руб.)

4-8 млн руб.

3,5% в месяц

1 год

Бош автосервис

450м

80 000 евро

150 000 евро

1400 евро в год

1 год 6 месяцев

«Киа»

250-450 м

300 000 руб. – 1 млн руб.

2-3 млн руб.

2% в месяц

1- 1,5 года

«Белый сервис»

150-200м

от 50 000 - 400 000 руб.

1 млн руб.

2% в месяц

5-6 месяцев

Fit Service

250-450 м

от 1 млн руб.

4-15 млн руб.

5 000 руб. с одного рабочего поста + 2,5% от общей выручки

22-36 месяцев

Наиболее недорогой франшизой, подходящей для начинающего предпринимателя, будет являться франшиза «Белого сервиса». Бош автосервис и Fit Service потребуют вложений значительных средств.

Проанализируем условия сотрудничества по каждой из франшиз, входящих в ТОП-5, подробнее.

Вилгуд

Автосервис Вилгуд, пришедший на российский рынок в 2012 г., делает ставку на качестве открываемых СТО, а не на их количестве: франчайзинговая сеть состоит из 48 филиалов и 6 собственных автосервисов компании. Легко узнаваемый логотип в виде бело-красной надписи бросается в глаза издалека.

Если франчайзи будет запускать бизнес на основе уже имеющейся автомастерской, затраты составят не более 1 млн руб., если с «нуля», расходы предпринимателя могут составить 4-8 млн руб.

Таблица 2. Что входит в франшизу Вилгуд

Обязательные условия для франчайзи

Стадия открытия

Стадия финального запуска

Запуск бизнеса возможен только в городах с населением от 200 000 жителей

предоставление рекламных материалов

помощь в организации и составлении бизнес-плана

Необходимость опыта работы в сфере автоуслуг

поиск персонала

обучение персонала в Москве

Наличие личного капитала в размере 70-80% от стоимости проекта

поддержка товарных запасов

подписание договоров с партнерами на поставки запчастей и автохимии с максимальными скидками

Обучение по франшизе – до 2-х недель

привлечение клиентов путем наружной и интернет-рекламы

Закупка оборудования и инвентаря в рамках оговоренной стандартной сметы

Бош автосервис

15 000 филиалов международной компании франчайзера Бош автосервиса говорит о лидерстве компании в сфере предоставления автоуслуг. Логотип «Бош» – высокая голубая стела с белой стрелкой и красно-синим названием: Bosh Service. Известный в Европе концерн предлагает 3 основных направления франчайзинговой деятельности.

Таблица 3. Виды сервисных центров Бош и их специфика

Diesel Service

Diesel Center

Bosch Car Service

  • ремонт дизельных моторов, а также систем топливного впрыска, тормозной системы и т.д.;
  • диагностика дизельных систем на автомобиле;
  • монтаж/демонтаж компонентов.

крупный сервисный узел, предлагающий широкий спектр ремонтных услуг от «А» до «Я» для грузовых автомобилей: ремонт дизельных систем Бош всех типов, ремонт современных систем высокого давления на грузовых и легковых автомобилях Common Rail, форсунки UPS и др.

  • услуги ремонта легковых автомобилей и микроавтобусов;
  • в сервисе могут производиться шиномонтажные работы;
  • кузовные работы.

В зависимости от планируемого объема инвестиций, бизнесмен может выбрать тот или иной сегмент автосервиса.

Помимо обучения сотрудников предприятия-франчайзи, компания Бош предлагает:

  • бизнес-план;
  • программное обеспечение для компьютерного обслуживания автомобилей;
  • специальную фирменную одежду.

К компании-партнеру Бош выставляет достаточно жесткие требования – обязательно наличие помещений, обусловленных стандартами компании: ремонтная и клиентская зоны, склад запчастей, магазин, мастерская, прием автомашин на обслуживание. Общий размер для удовлетворения всех требований должен составлять не менее 450 м . Ежегодная выплата роялти составляет 90 000 руб. в год (1400 Евро). На территории СТО в Бош-Shope должна осуществляться годовая реализация запчастей от франчайзера на сумму не менее 18 000 Евро.

Киа

Корейский автомобильный концерн КИА, чьи автомобили получили широкую популярность в России, вслед за продажами авто запускает собственную линейку автосервисов для обслуживания своей техники. Подключаемый в франчайзинговую сеть автосервис вправе рассчитывать на поддержку единого call-центра, возможность централизованной покупки запчастей со скидками по партнерской программе и помощь в подборе специализированного оборудования.

Основные требования к автосервису, планирующему приобретение франшизы, следующие.

Таблица 4. Требования к филиалу автосервиса КИА

Общая площадь помещения

250 - 450 м

Минимальная высота потолков для возможности обслуживания грузовых автомобилей

от 4,5 м

Презентабельный внешний вид

Стела с логотипом, вывеска, отремонтированное помещение

Предоставление стандартного пакета услуг

Компьютерная диагностика автомобилей,

техническое обслуживание,

ремонт,

шиномонтаж

Первоначальные вложения начинаются от 1 млн руб. с уплатой ежемесячно 2% франчайзеру от общей выручки.

Открытие автосервиса КИА возможно в комплексе с получением статуса официального дилера автоконцерна.

Белый сервис

Сотрудничество с компанией «Белый сервис» подойдет начинающему предпринимателю, так как для открытия мастерской понадобится меньшие стартовые вложения – первоначальный взнос может составить 400 000 руб.

Агрессивный, красного цвета логотип с белыми буквами и развевающимся флагом привлечет внимание автолюбителей. Компания насчитывает к 2017 г. 60 автосервисов в 37 городах России и продолжает дальнейшее активное развитие.

Для франчайзера организация предлагает целый спектр преимуществ, основными из которых являются:

  • предоставление доступа к IT-платформе ОЛА, позволяющей выбрать необходимую запчасть, сделать ценообразование и осуществить выгрузку данных в 1С;
  • поставки запасных частей мировых производителей на льготных условиях;
  • возможность online-записи на сервис;
  • рекламная поддержка федерального уровня;
  • обучение персонала стандартным технологиям компании.
Таблица 5. Обязательные требования к франчайзи

Общая площадь автосервиса

от 250 м

Зона клиентского обслуживания

20 - 40м

Складское помещение

15-40 м

Парковка

Не менее 3 мест

Наличие специального оборудования

стенд схода-развала для малого и основного форматов СТО,

диагностический сканер BOSCH (LAUNCH),

аппаратура для антибактериальной очистки системы кондиционирования Wynn’s, установки для очистки топливных систем Wynn’s FuelServe и для заправки кондиционера,

балансировочный стенд,

шиномонтажный стенд.

Количество подъёмников

для мини-формата — 2, малого — 3, основного — от 4 до 6 шт.

Минимальная высота потолков

— от 3,5 метров

Fit Service

Специализация последнего рассматриваемого автосервиса на послегарантийном обслуживании обусловила его доступность в стоимостном выражении – вход на рынок по франшизе начинается от 300 000 руб., если происходит переоборудование СТО с уже имеющим базовым набором ремонтных агрегатов. Организация имеет филиалы в 19 крупных городах России. Позиционирование делается на автосервис «у дома», позволяющий автолюбителям оперативно осуществить мелкосрочный ремонт или замену необходимых деталей.

предлагает фирме франчайзи выбрать один из трех предлагаемых форматов автосервиса: Garage, Express или Standart, отличающихся набором функций и суммой инвестиций – от 4 млн до 15 млн руб.

Таблица 6. Форматы Fit Service.
 

Garage

Express

Standart

Средняя прибыль, в месяц

288 000 руб.

476 000 руб.

867 000 руб.

Валовая выручка, в месяц

1,8 млн руб.

2,8 млн руб.

4,2 млн руб.

Рентабельность

16%

17%

20,4%

Сумма инвестиций

4,3 млн руб.

7,6 млн руб.

14,7 млн руб.

Точка безубыточности, месяцев

3

5

6

Точка окупаемости, месяцев

22

31

36

Размер первоначального взноса для запускающегося сервиса будет равен 75 тыс. руб. за пост, но не менее 500 тыс. рублей. Роялти также является достаточно небольшим — 5 тыс. рублей с 1 поста и 2,5% от оборота.

Успешное развитие сети СТО в течение последних 7 лет позволила накопить необходимый опыт для совершенствования сервиса. Компания предлагает сегодня своим клиентам:

  • продуманную систему лояльности, выражающуюся в предоставлении клиентам серии скидок;
  • экспресс-операции, необходимые каждый день автолюбителям: замена масла и тормозных колодок, услуги автоэлектрика;
  • обучение работников автосервиса по единым стандартам;
  • поставку запчастей, химии и автомасел на выгодных для франчайзера условиях.

Материал в тему: .

Как выбрать франшизу – на что обращаем внимание

Чтобы правильно выбрать франшизу, следует ориентироваться на несколько показателей.

Основными из них будут:

  • узнаваемость бренда. Лучше всего приобретать франшизу организации, входящей в ТОП-10. Это позволит рассчитывать на гарантированную прибыль и отработанную стандартную программу встраивания своего бизнеса в франчайзинг;
  • условия приобретения. Цена франшизы должна быть сопоставимой с той прибылью, которую вы ожидаете получить после ее использования;
  • выплаты. Размер выплат должен быть посилен для франчайзера, иначе теряется экономический смысл подобного сотрудничества;
  • условия расторжения договора. Необходимо определить заблаговременно пути отступления, если бизнес по франшизе будет неудачен.

Правильный подход к анализу этих показателей позволит выбрать лучшее предложение.